«Постоянно пишем словарные диктанты в школе, – говорят родители. – Правильно ли это?»

Когда мы изучали в школе иностранный язык, диктанты были постоянным и обычным способом проверки знаний.

Выглядело это так: на уроке учитель диктует слова с переводом, дома ученики самостоятельно учат слова, на следующем уроке – проверка с помощью диктанта. К сожалению, в школах мало что изменилось, и такая практика даже сейчас очень распространена.

А что на самом деле проверяет учитель? – Не знание слов, нет. Он проверяет, насколько хороша память у ребенка или есть ли у него ответственные родители, которые помогут выучить длинный список непонятных закорючек. И даже если усидчивый ученик с помощью родителей, бабушек, дедушек справится с заданием, толку от этого будет мало.

Когда ученики просто записывают слово, они не совсем понимают, что с ним дальше делать, как его использовать. Например, записали в словарик “to keep – держать”. А что можно держать? Держать ухо востро? Держать карман шире? Держать кого-то за руку? — ученик не знает, что ему с этим словом делать, как его применять, поэтому это слово окажется для него мертвым грузом.

На самом деле, роль учителя заключается не просто в том, чтобы надиктовать слова, а в том, чтобы помочь ученику это слово использовать, и не просто употребить в предложении о Британской империи (в предложении, которое ученик тут же забудет, потому что Британская империя для него никакого интереса, честно говоря, не представляет), а встроить это слово в его картину мира, сказать что-то, что для него интересно, важно и значимо.

А как это сделать? – Для этого есть много способов. Приведу пример. Например, учим слово to keep. Учительница в роли волшебницы рассказывает о своем магическом хрустальном шаре. Но шар хочет похитить злая ведьма, поэтому волшебница хранит (держит) его в его надежном месте – показываем ученикам картинку дома волшебницы, и предлагаем отгадать, где она хранит волшебный шар. –

Do you keep it in the basement? Do you keep it under the table? (заодно повторяем предметы мебели). Всем хочется угадать, все дети хотят задать вопрос Do you keep it … ?

Угадали? – Молодцы! А теперь предлагаем детям в паре мысленно прятать и искать предметы в волшебном доме, чтобы закрепить речевую модель.

Конечно, все это требует времени, а также усилий, фантазии, изобретательности со стороны учителя, но зато слово для ребенка приобретает значение, эмоциональную окраску.

Далее, слово нужно научиться писать. Для этого тоже существует множество увлекательных упражнений на любой вкус и цвет, от написания слов пальчиком на муке до составления «Очень Сложного Кроссворда» для учителя.

Когда вся работа со словами проделана, почему бы не написать диктант? Но в этом случае учитель проверяет свою собственную работу, потому что при хорошей отработке любой диктант будет написан идеально 😊