(И про то, почему нельзя использовать учебник Голицынского! 🙂 )
За последние пару лет я побывала на нескольких семинарах Hugh Dellar и Andrew Walkley, авторов учебников Outcomes и Innovations, получила бесконечное количество ценного материала, переосмыслила свои методы работы.
Хочу поделиться некоторыми мыслями о преподавании грамматики.
Сначала краткий пересказ о том, что я услышала на семинарах:
Обычно учебник строится вокруг грамматики, каждый урок посвящен определенной грамматической теме. Более того, упражнения на говорение и даже тексты для аудирования создаются с использованием как можно большего количества изучаемых грамматических конструкций, из-за чего часто выглядят неестественно.
Мы, учителя, пытаясь закрепить одну грамматическую конструкцию, заставляем учеников снова и снова воспроизводить однотипные предложения, которые в реальной жизни никто не скажет.
Закончив одну грамматическую тему, мы переходим к другой, наивно надеясь, что предыдущая тема усвоена навсегда.
Hugh Dellar приводит следующую аналогию:
Изучение грамматики – это не путь вверх по лестнице, от одной ступеньки к следующей, а хождение по спирали, с постоянным повторением одного и того же.
При этом каждый диалог, каждое предложение, которое мы воспроизводим, должно звучать естественно. Ведь мы учим не грамматику, а язык!
Как я применяю эти знания:
- Использую любой языковой материал, чтобы привлечь внимание к грамматическому явлению, которое нужно закрепить. (Точно так же используя любое упражнение на грамматику, чтобы повторить нужную лексику)
- Стараюсь не пользоваться материалами, в которых ради повторения грамматического материала игнорируется здравый смысл. (Известный сборник Голицынского – один из наиболее ярких тому примеров)
Чтобы не утомлять учеников постоянными выполнениями грамматических упражнений, я максимально пользуюсь книгами для чтения. Вот как я с ними работаю:
Предлагаю ученику
- прочитать текст и найти определенную структуру
- объяснить, почему здесь используется данная структура
- выполнить упражнение на gap-fill ( предварительно самостоятельно делаю gaps на нужные нам грамматические конструкции, например, на глаголы-связки, вспомогательные глаголы и т.д.)
- Такое упражнение можно выполнять и устно. При устном выполнении я читаю предложение вслух и сигнализирую о пропуске, который надо заполнить.
- собрать предложение/предложения из отдельных слов (Можно написать слова на отдельных карточках. Ученик собирает из них предложения, затем я убираю по одной карточке, а ученик пытается восстановить все предложения по памяти. Это упражнение требует некоторой подготовки с моей стороны, но оно очень эффективно. Кроме того, оно задействует тактильную память.)
- написать диктоглосс (два раза диктую небольшую часть текста, ученик записывает её по памяти, а потом самостоятельно проверят). Здесь, конечно, важно отработать вводимую лексику.
- пересказать текст по опорам. Если ученик ошибается при использовании отрабатываемой структуры, подаю условный сигнал (например, показываю красную карточку).
Уверена, что такие упражнения намного эффективнее и естественнее развивают accuracy.
В заключение, я искренне рекомендую всем начинающим преподавателям посетить семинары Hugh Dellar и Andrew Walkley, а так же купить их книгу Teaching Lexally.
To be continued…